Грудное вскармливание (Лактация)

Лактация

Лактация — это процесс, состоящий из образования молока в груди матери, его накопления и периодического выделения. К сожалению, в настоящий момент многие, в том числе и врачи, недостаточно хорошо осведомлены о том, как именно образуется молоко у женщин, почему и как оно выделяется из груди, как именно накапливается.

Начало грудного вскармливания

Молоко всегда одинаковое?

Нет в разные периоды лактации молоко изменяется по составу.

1-й период (молозиво) – примерно с 20 недели беременности до 3-го дня после родов (легко усваивается, содержит повышенную концентрацию иммуноглобулинов и антител — защита от инфекций и профилактика аллергии, после родов, в течение первых 2-х часов, содержит эндорфины (гормоны удовольствия).

2-й период (переходное молоко) – примерно с 3-го дня после родов до 14 дня. Период избыточной лактации

3-й период (зрелое молоко) — с 14 дня после родов.

Когда начинать прикладывать к груди?

Желательно приложить ребенка к груди в первые 20-30 минут после родов, так как:

  • Именно в это время у новорожденного наиболее ярко выражен сосательный рефлекс.
  • Молозиво в этот момент максимально насыщено эндорфинами, иммуноглобулинами и антителами.
  • Происходит заселение желудочно-кишечного тракта новорожденного материнской микрофлорой (профилактика аллергических реакций).
  • Сосание груди стимулирует активные сокращения матки, своевременное рождение последа и предупреждает кровотечение.

Как прикладывать?

Техника прикладывания:

  • сцедить капельку молока и размазать ее по соску,
  • дать сосок так, чтобы большая часть ареолы соска находилась во рту ребенка между языком и небом, и нос ребенка не закрывался грудью,
  • когда ребенок сосет, отсутствуют любые звуки, кроме глотательных,
  • с третьего дня, после кормления одной грудью (примерно 20-30 минут) держим ребенка вертикально, чтобы он выпустил воздух, затем прикладываем к другой груди. Следующее кормление нужно начинать с той груди, которой заканчивали предыдущее кормление. С 14 дня возможно кормление одной грудью, тогда следующее кормление — другой грудью.
  • во время кормления ребенок голенький, с подгузником между ног, так как сосание для новорожденного — активная физическая работа. Если одеть ребенка очень тепло он будет сосать вяло, долго, неэффективно и не съест положенного количества молока.

Как часто кормить?

«По требованию», но не реже чем раз в 4 часа (6-12 кормлений в сутки).

Первые дни, как правило, новорожденные много спят, днем желательно будить (гимнастика — рефлексы, прохладная водичка на личико) и кормить. Ночью, как правило, новорожденные едят в том же режиме, но к 2-3 месяцам делают перерыв на 5-6 часовой ночной сон. Частота кормлений зависит от веса новорожденного, количества молока, качества кормления, состояния нервной системы и т.д. Длительность кормления — очень индивидуальна, от 20 до 60 минут.

Разные «типы едоков» (по Прессер, Брюер)

  • Прозаический едок — активно берет грудь, активно и быстро ее сосет, спокойно отпускает грудь. Длительность кормления 20-30 минут.
  • Кусочник — сосет несколько минут, затем отдыхает, опять сосет, опять отдыхает. Длительность кормления 40-60 минут.
  • Копуша — сосет грудь так нежно, что трудно отличить когда он ест, а когда спит. Долго не выпускает сосок изо рта. Длительность кормления — круглосуточно у груди. Желательно кормить такого ребенка не более 60 минут.

Желательно вести дневник кормлений.

Кормить грудью желательно до года, причем до 5-6 месяцев — исключительно грудное вскармливание (такой вид вскармливания, когда ребенок не получает никакого другого питания, кроме грудного молока).

Можно ли менять положение тела во время кормления?

И даже нужно с целью профилактика трещин, лактостаза, мастита, обеспечения комфорта и маме, и малышу.

  • Лежа на боку — плечо под подушкой, голова лежит на подушке.
  • Сидя в кресле — подушка на коленях и под локтем руки на которой лежит ребенок, рука и спина — расслаблены.
  • Сидя в кресле — ножки ребенка направлены под руку мамы (из подмышки).
  • Стоя на коленях — ребенок лежит на жесткой высокой подушке.
  • Стоя у высокого стола, тумбы — ребенок лежит на боку.

Желательно подготовить удобное место для кормления.

Специальные подушки для кормления помогают удобно расположить ребенка и не испытывать напряжения во время кормления.

Как обрабатывать грудь?

Перед кормлением сцедить капельку молока, размазать по соску и дать грудь ребенку. После кормления сцедить капельку молока, размазать по соску и оставить до высыхания. Мыть грудь теплой водой 1 раз в день.

Окончание кормления грудью

Заканчивать грудное вскармливание желательно после 1-1,5 лет.

Как это сделать?

  • постепенно свести количество кормлений к 1 разу в сутки
  • на время последнего кормления оставлять ребенка с папой или бабушкой или няней в течение 1 недели
  • снизить количество жидкости до 700-800 мл в сутки
  • к груди в это время прикладывать холод
  • если ощущается застой молока, грудь слегка сцедить
  • одеть бюстгальтер, поддерживающий и приподнимающий грудь в правильное положение и одежду с высоким воротом (убрать визуальную стимуляцию у ребенка)
  • если лактация в течение 7 дней не прекращается (ежедневно ощущаются нагрубания), проконсультироваться со специалистом
  • лекарственные препараты для прекращения лактации имеют много побочных эффектов, но иногда их применение необходимо: каберголин (дастинекс), парлодел (бромкриптин). Перед приемом препаратов необходимо проконсультироваться со специалистом.
  • ни в коем случае не перебинтовывать, не перетягивать грудь — это может привести в дальнейшем к развитию мастопатии.

Преимущества кормления грудью

Плюсы для ребенка

  • Грудное молоко содержит все идеально подобранные питательные вещества в оптимальном соотношении и виде, приспособленном к особенностям пищеварительной системы новорожденного
  • Состав молока меняется по мере роста ребенка, в соответствии с изменением его потребностей.
  • Содержит антитела и иммуноглобулины — непрерывная естественная иммунизация (защита от инфекций, дети, находящиеся на грудном вскармливании реже болеют, легче протекает заболевание, реже осложнения. Например, кишечными инфекциями -в 10 раз реже, воздушно-капельными инфекциями — в 4 раза реже, аллергиями — в 4 раза реже, анемией — в 3 раза реже, рахитом — в 2 раза реже).
  • Грудное молоко обладает биологической специфичностью — оптимальное развитие конкретного, а не любого малыша.
  • Грудное молоко — это материализованная нежность матери — это информация о любви и нежности(психическое развитие ребенка).
  • Формирование позитивного отношения к себе, к людям, к миру.
  • Психофизиологический контакт с матерью — основа внутрисемейных отношений в будущем.
  • Формирование защищенности и безопасности (гарантированный тесный физический контакт кожа к коже, сердцебиение матери, ее взгляд, интонации голоса.
  • Кормление по требованию — адекватное удовлетворение потребностей в желаемое для малыша время.
  • Влияние на интеллектуальное развитие.
  • Адекватное удовлетворение сосательного рефлекса (неудовлетворенный сосательный рефлекс — курение).
  • Тренировка мышечного аппарата — правильное и своевременное формирование речевых навыков и т.д.

Плюсы для матери

  • Сразу после родов сосание груди новорожденным стимулирует выработку гормона окситоцина, что усиливает сокращения матки, приводит к своевременному отделению плаценты и профилактики кровотечения.
  • Это полезно и удобно (грудное молоко всегда: стерильное, свежее, нужной температуры, нужного состава, в нужное время, дешевое).
  • Ощущение гармоничной связи с ребенком.
  • Женщины, кормившие грудью больше года четырех и более детей не страдают раком молочной железы.

Причины неудач при грудном вскармливании

  • Использование в родах лекарственных веществ, оказывающих угнетающее воздействие на ребенка (см. лекцию по родам).
  • Позднее прикладывание к груди после рождения.
  • Кормление новорожденного глюкозой до первого прикладывания к груди.
  • Раздельное нахождение матери и ребенка после родов.
  • Ограничение частоты кормления, кормление по режиму, отсутствие ночного кормления.
  • Докормы смесью.
  • Отсутствие грамотного консультирования и помощи, от успешно кормившей грудью акушерки, педиатра, инструктора.
  • Неверие окружающих, советы неудачно кормивших грудью женщин, мифы (испортишь фигуру, форму груди, не сможешь работать и т.д.).
  • Нежелание кормить.
    • Нет собственного опыта (не кормили грудью или кормили очень мало).
    • Нет любви к ребенку (случайная беременность). Эгоизм.